На главную страницу Мы можем уехать в другую страну, для того чтобы посмотреть, как живут другие люди.
Но это будет прежде всего встреча с самим собой.
Мистические путешествия
Новости Рэйки-Жизнь Наставники О Мастере Друзья по Духу Трансформация

Общеизвестно, что в тактическом плане квадрат или круг являются оптимальными средствами обороны от более сильного противника. Сказанно уже достаточно, чтобы объяснить значение мандалы или какого-то иного из бесконечных символов, основанных на понятии пресинкта или защиты определённого пространства, идентифицированного с индивидом.

МАНДАЛА. Это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала - это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно - бытие Чередующиеся квадраты символизируют дуалистические и, в то же время, комплементарные принципы вселенной, а в целом - вновь проигрываемую космическую драму и странствия души. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши.

Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мадалы - это Солнце или Небесная Дверь и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем кардинальным точкам. Группы из пяти образов представляют четыре точки, располагающиеся вокруг центра.

Эго окружает само себя в пространстве и времени.

Эти пять точек символизируют пять элементов человеческой личности, пять Будд, пять "родов", которые отражены в пяти лицах Шивы запад - белый, Садьоджата, север - желтый, Вамедева; юг - черный, Агхора; восток - красный, Татпуруша; центр - зеленый, лик Исана (творческая сила). Это также пять духовных знаний, которые символизируют пять Татхагата. Вайрочана (Блестящий) - знание, отражающее как в зеркале архетипы, центр, колесо, белый; Акшобхья (Невозмутимый) - изначальное сознание, единица, ваджра, восток, синий; Ратнасамбхава (Драгоценнорожденный)- знание фундаментального единства вещей, драгоценность, юг, желтый, Амитабха (Безграничный Свет) - знание Единого Бытия, лотос, запад, красный; Амогхасиддхи (Непогрешимый Успех) - знание как силы, так и действия, меч, север, зеленый Демоны (Вагхна) в мандале символизируют враждебный, угрожающий аспект психических и страстных сил, препятствующих продвижению человека к свету.

Мандала, построенная как 8x8 квадратов, означает небесный мир, построенный на земле; как 9x9 квадратов - расширяющуюся и убывающую вселенную


Путешествие в Я

Мандала (в переводе с санскрита - священный; Мана - сверхъестественная тайная сила) - это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; и динамика и статика рассматриваются здесь как жизненный процесс, развивающийся из основного принципа (начала) вращаясь вокруг центральной оси, горы Сумеру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мистические подземные глубины.

Мы обнаруживаем здесь символику вавилонского зиккурата (Зиккурат - гигантская башня в халдейских и вавилонских храмах), китайского императорского, а также иранского города, образы мира, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которых он усваивает.

Мандала служит наглядной опорой для медитации, необходимой при посвящении в различные тантрические циклы. Нанесенная на землю с помощью рисового порошка или разноцветного песка, либо на шелковую ткань,- её конструкция подчиняется неизменным правилам. Каждая деталь имеет символическое значение и помогает медитирующему в его усилии сконцентрироваться, направляя эмоциональный и ментальный потоки к духовной перспективе, все более приближая их к центру индивида, к его истинному Я.

Мандала состоит из квадрата, который вписан в круг, разделенный на три части. Внешний, огненный круг мандалы (или огненная гора), состоящий из пяти цветов, является барьером для непосвященного, символизируя элементы и знание, которое должно сжечь неведение и привести медитирующего к искомому знанию.

Второй круг - это бриллиантовый пояс, или вайра, символ высшего знания, бодхи - состояние просветления, которое,- испытанное однажды,- остается неизменным, словно бриллиант.

Третий круг представлен поясом из лепестков лотоса и символизирует состояние чистоты, благоприятствующее гармоническому течению медитации. Внутри него нарисована мандала, - или дворец, квадрат, разделенный на четыре треугольника, на каждой стороне которого - выступ, изображающий дверь, ведущую к одной из сторон света, охраняемую четырьмя космическими стражами и украшенную половинкой жемчужины.

Периметр квадрата, представляющий собой стену, раскрашен в пять основных цветов.

Центр мандалы отождествляется с горой Меру - осью мира. Он окружен кругом вайры и похож на цветок лотоса с восемью лепестками, в центре которого находится предмет почитания - божество, его атрибут или символ. Бутон рассеивает лучезарные эманации будд или их символов, происходящих от лучей Пустоты.

Медитирующий должен уловить мистическую связь между элементами земного мира и божественного, постепенно освоить части мандалы. Перейдя к центральной фигуре, символу абсолюта, он отождествляется с божественным зрелищем и обретает целостность сознания. Индусы наделяют жизнью эти диаграммы (как и статуи божеств), прежде чем совершить перед ними культовый обряд Пранапртиштха, целью которого является трансляция энергии адепта неодушевленному предмету посредством психических флюидов.


Точные копии мандалы, изображенные на песке индейцами пуэблос и навайос выполняют искупительную, лечебную и магическую функции. Нанесенные с помощью песка символических цветов, напитанных космической энергией и сверхъестественной силой, измельченных камней, мела, угля, охры и т.д., содержащие мифические фигуры, расположенные сообразно сторонам света, изобразительные символы священных элементов (солнца, луны, молнии, радуги, звезд, озера, облака, птиц и т.д.).

Мандалы окружены защитной радугой.

Ту же символическую функцию выполняют мозаики из цветного порошка, используемые индейцами хопи в обрядах посвящения: одна из них воплощает солнце, испускающее лучи, оперенные словно стрелы; кусочек кварца, покрытый перьями и помещенный в центр диаграммы, олицетворяет сердце солнца.

Эти символические фигуры, своего рода письменные обряды, положили начало коврам, вышивке, выступающим в качестве талисмана; они изначально служили основным объектом магических ритуалов. О Принцип, аналогичный принципу мандалы, лежит в основе строительства храмов: у самого входа верующий попадает в священное место, где совершается таинство. Своим появлением в святая святых, согласно предписанным правилам, он приобщается ко Вселенной и, когда попадает в мистический центр священного храма, оказывается преображенным и слитым в одно целое с первичным Единством, тайным принципом его собственной жизни, его собственной мистической сущностью, просветленным началом его собственного сознания, которое излучает его психические возможности и способности. О Адепты некоторых тантрических школ прибегают к интериоризации мандалы: ментальная визуализация или телесная идентификация с мандалой посредством оживления чакр, точек пересечения космической и ментальной жизни индивида, эквивалентна проникновению в центр мандалы.

Геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священные места.

Мандала - попытка изобразить высшую реальность - Духовную Цельность, которая превосходит чувственный мир.

На санскрите "мандала" означает "круг", и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует стремление к духовному центру, ментальное и физическое, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.

Поразительная особенность всех мандал - высокая изобразительная гармония составляющих её элементов, символизирующая саму божественную гармонию, противопоставленную путанице и беспорядку материального мира. Юнг полагал, что мандала - архитипический символ тоски человека по психологическому взаимодействию с другими людьми.

Другие исследователи считали, что мандала - визуальное выражение духовного путешествия вне собственного "я". Значения различных мандал отличаются - некоторые имеют фигуративные элементы, которые призваны символизировать определённые качества, например, представленные конкретными бодхисатвами, часто сидящими в цветке лотоса. Тем не менее общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления.

В переводе с санскрита мандала - это прежде всего круг, однако в более широком смысле в индобуддийском регионе, а также в ламаистском Тибете - средства концентрации и медитации, конструируемые из кругов и образованных из них форм. Такие структуры по большей части рисуются и пишутся красками, но оформляются и композиционно, а затем четко копируются в строительных планах храмовых сооружений. Они являются в подлинном смысле духовными образами мирового порядка (космограммами), часто скомбинированными с элементами четырехмерного ориентирования. При этом, как у мишеней, имеет место наведение на центр, ведущее к "сужению психического поля зрения" (К. Г. Юнг) в расчете на созерцание и концентрацию внимания на духовное содержание и интуитивный способ познания, которые благодаря этому в глубоко прочувственной форме должны укорениться в психике. В центре в соответствии с характером учения и степенью посвящения находятся различные символы, например, в индийской системе тантризма - алмазный "клин грома" как символ окончательного объединения мужского и женского первоначал, преодоления дуалистической системы ("Шива-Шакти" в кундалини-йоге).

Алхимические символы также нередко имеют характер мандалы, хотя речь не идет здесь об исторической связи с азиатскими прообразами. Комплексная психология в понимании К. Г. Юнга Трактует символику мандалы как "архетипы" (изначальные прообразы), которые могут спонтанно появляться и у культурно-исторически неподготовленных людей в течение процесса духовного созревания (например, в сновидениях. видениях или в свободных живых образах) - как символы погружения и углубления в хаотические фазы, чтобы выразить идею духовного ядра существования, внутреннего примирения и целостности.

Как средства медитации в собственном смысле мандала-образы обозначаются индийским выражением янтра.

Индуистский термин для обозначения круга. Это вид янтры (инструмент, способ, символ) в форме ритуальной геометрической диаграммы, иногда соответствующий особому пророческому свойству или некоторой форме магии (мантры), которой дается, таким образом, визуальное выражение.

Камман (Camman) предполагает, что мандалы впервые были принесены в Тибет из Индии великим гуру Падма-Самбхава в VIII веке н.э. Их можно обнаружить по всему Востоку как средство достижения созерцания и концентрации - как помощь в вызывании определённых ментальных состояний и в поддержании духа при движении вперед по пути эволюции от биологических форм к геометрическим, от сферы материального к духовному.

По Г. Циммеру, мандалы не только рисуются или чертятся, но также строятся в для некоторых празднеств.

Один из монахов ламаистского монастыря Бхатья Басти, Линдем Гомхэн, описывал мандалу Карлу Густаву Юнгу как "ментальный образ, который может быть выстроен в воображении только сведущим ламой". Он подчеркивал, что "ни одна мандала не является такой же, как другая": все они различны, потому что каждая есть отраженный образ психического состояния её творца или, другими словами, выражением изменения, внесенного психическим содержанием в традиционную идею мандалы. Таким образом, мандала представляет собой синтез традиционной структуры и свободной интерпретации.

Ее основными составляющими являются геометрические фигуры, уравновешенные и концентрические. Исходя из этого говорится, что "мандала всегда облекает круг в форму". Существуют некоторые работы - например "Шри-Чакра-Самбхара-Тантра", - которые предписывают правила для лучшего представления этого образа.

По сути, совпадают с мандалой такие фигуры, как колесо мира, мексиканский "великий каменный календарь", цветок лотоса, мифический золотой цветок, роза и т.п.

В чисто психологическом смысле можно отождествить мандалу с фигурами, составленными из различных элементов, заключенных в квадрат или круг, - например, гороскоп, лабиринт, зодиакальный круг, фигуры, представляющие "годичный круг", а также циферблат.

Мандалами также являются типовые проекты круглых, квадратных или восьмиугольных строений.

Что касается трехмерных форм, то существуют храмы, построенные по образу мандалы с характерным для нее равновесием элементов, геометрической формой и смыслозначимым числом составных частей. Опять же, по Камману, есть некоторые китайские щиты и обратные стороны зеркал, которые также являются мандалами.

Если коротко, то мандала является прежде всего образом и синтезом двойственных моментов дифференциации и объединения, разнообразия и однообразия, внешнего и внутреннего, диффузии и концентрации.

Она исключает беспорядок и все относительные символы, так как, по своей природе, должна преодолевать беспорядок. Мандала - это визуальное, пластическое выражение борьбы за достижение порядка - даже внутри различия - и стремление к воссоединению с первоначальным, внепространственным и вневременным "центром", как он мыслится во всех символических традициях. Однако, так как занятие украшением - т.е. бессознательной символикой - является важным для упорядочивания определённого пространства - т.е. для привнесения порядка в хаос - то, следовательно, эта борьба характеризуется двумя чертами: во-первых, возможностью того, что некоторые предполагаемые мандалы являются результатом простого (эстетического или утилитарного) требования порядка и, во-вторых, соображением, что мандала собственно берет своё начало из мистического стремления к высшему объединению.

По мнению Юнга, мандалы и все сопутствующие образы типа вышеупомянутого - предшествующие, параллельные или последующие - получены из грез и видений, соответствующих главнейшим религиозным символам, известным человечеству, - символам, которые существовали ещё в период палеолита (что доказывается, например, родезийскими наскальными рисунками). Многие культурные, художественные или аллегорические произведения и многие образы, используемые в нумизматике, должно быть, возникли из этого же первоначального интереса к психической или внутренней структуре, с её внешней дополняющей частью, о которой красноречиво свидетельствует множество ритуалов, относящихся к основанию городов и храмов, к делению неба, к ориентировке и пространственно-временной взаимосвязи.

Сопоставление круга, треугольника и квадрата (в числовом отношении эквивалентов чисел 1 и 10; 3, 4 и 7) играет фундаментальную роль в самых "классических" и аутентичных восточных мандалах. Хотя в мандале и присутствует всегда понятие центра - никогда действительно не изображаемое визуально, но полагаемое посредством концентрации фигур,- в то же время она является визуализацией препятствий на пути достижения и освоения центра. Таким образом, мандала выполняет функцию помощи человеку в его попытках перегруппировать все, что рассеяно вокруг одной оси - юнговской "Самости". Интересно отметить, что та же проблема занимала алхимиков. Юнг полагал, что мандала представляет автономный психический факт или "вид ядра, о сокровенной структуре или об основном значении которого мы не имеем никакого точного знания".

Мирча Элиаде, рассуждающий как историк религии, а не как психолог, рассматривает мандалу не столько как проекцию ума, сколько как объективный символ imago mundi (образа мира). Структура храма в форме мандалы - например, храм Боробудур - имеет целью создание монументального образа жизни и "искажения мира", чтобы сделать его соответствующим средством выражения высшего порядка, который человек - неофит или посвященный - способен постичь. То же самое справедливо относительно больших мандал, изображаемых на земле с помощью цветных нитей или песка. В данном случае они скорее выполняют ритуальную функцию, в которой человек может двигаться к внутреннему постепенно, отождествляясь с каждой ступенью и каждой областью, которую он проходит, благодаря чему служат для созерцания. Этот ритуал аналогичен ритуалу восхождения в лабиринт (обозначающий поиск центра), его психологический и духовный смыслы самоочевидны.

Существуют некоторые мандалы, равновесие которых обеспечивается не фигурами, а числами, упорядоченными в геометрической прерывности (например, четыре точки, потом пять, потом три) и затем отождествленными с кардинальными точками, элементами, цветами и т.п.; благодаря этому смысл мандалы значительно обогащается дополнительными символами. Зеркала династии Хань изображают числа 4 и 8, приводящие в равновесие друг друга и расположенные вокруг центра в пяти областях, которые соответствуют пяти элементам (т.е. 4 материальных элемента плюс дух или квинтэссенция).

На Западе алхимия сделала совершенно свободным употребление фигур, имеющих определённое сходство с мандалой, составленных из равновесных кругов, треугольников и квадратов. По Генриху Кунрату, треугольник внутри квадрата образует круг.

Существуют, как указывал Юнг, "искаженные" мандалы, отличающиеся по форме от упомянутых выше и основанные на числах 6, 8 и 12; но они сравнительно редки. Во всех мандалах, в которых числа являются преобладающим элементом, именно числовая символика может лучше всего установить его значение. Интерпретация должна быть такой, чтобы высшие (или основные) элементы всегда были ближайшими к центру. Таким образом, круг внутри квадрата является более развитой структурой, чем квадрат внутри круга. И такая же взаимосвязь с квадратом остается в силе для треугольника; борьба между числом 3 и числом 4, по-видимому, представляет борьбу между центральными элементами духа (соответствующими 3) и периферическими составляющими, т.е. кардинальными точками как образом внешней упорядоченности (соответствующими 4). Внешний круг, с другой стороны, всегда выполняет объединяющую функцию, преодолевая противоречия и неправильности углов и сторон посредством их неявного движения.

Характерные черты Шри-Янтры, одной из наилучших мандал-инструментов, были объяснены Люком Бенуа. Она составляется вокруг центральной точки, которая является метафизической и испускающей лучи точкой изначальной энергии; однако эта энергия не проявляется, и следовательно, центральная точка фактически не появляется на рисунке, но должна представляться. Окружность - это сложная модель девяти треугольников - образ трансцендентных миров; четыре из этих треугольников имеют вершину, направленную вверх, остальные пять - вниз. Промежуточный - или тонкий - мир полагается с помощью тройного ореола, окружающего треугольники. Восьмилепестковый лотос (обозначающий возрождение) вместе с другими шестнадцатью лепестками и тройной круг завершают это символическое представление духовного мира. То, что он существует внутри материального мира, полагается трехлинейной зубчатой окружностью, означающей ориентацию в пространстве.

Расширяющийся центр - понятие, используемое в мандале LLIpu-Янтра.

Обратная связь Фотоальбом Мистические Путешествия Духовный дайвинг Эмоциональное Око Душевные Места Улыбки
IMG Санкт-Петербург - изготовление сайтов, дизайн сайтов, производство сайтов, раскрутка сайтов, продвижение сайтов, поисковая оптимизация - Изготовление сайтовАдминистратор сайта Екатерина Макарова